Рекомендации по итогам круглого стола "Современные подходы к профориентации как системе взаимодействия личности и общества в контексте развития региона"
В целях дальнейшего совершенствования профориентационной работы в крае экспертный совет рекомендует:
- Разработать Целевую программу «Развитие системы профориентации и психолого-педагогикой поддержки профессионального самоопределения молодёжи Приморского края на 2016-17 год и период до 2020 года» и «Дорожную карту» как Межведомственный Единый план профориентационной работы в крае с определением целей этой работы и индикаторов их достижения.
- Рассмотреть возможность формирования регионального межведомственного координационного совета (учебные заведения, социальные партнёры, центры занятости, работодатели, муниципальные органы управления образованием) по профориентации молодежи с целью активизации и координации деятельности всех заинтересованных сторон.
- Организовать работу по поддержке на систематической основе, продвижению в информационной среде региона и развитию сервисов единого информационного портала по профориентации на базе созданного ресурса primсpo.ru.
- Рассмотреть возможность организации системы профессиональных проб для старшеклассников края с учетом отдаленности территорий. Разработать программы проб, механизмы обеспечения доступности программ для старших школьников всего края, используя при этом потенциал вузов, колледжей и социальных партнёров-работодателей.
- Продолжить практику повышения квалификации управленческих работников образования и педагогов по вопросам организации и проведения профориентационной работы в школе и системе дополнительного образования детей.
- Рассмотреть возможность создания психологической службы, которая могла бы обслуживать школы края, оказывать психолого-педагогическую поддержку и сопровождение личностного, жизненного и профессионального самоопределению школьников, возможно, по районному принципу, с использованием потенциала центров профориентации вузов, колледжей, форматов систематической выездной работы.
- Рассмотреть возможность возложить функции аналитического и координационного центра профориентации молодежи в Приморском крае на Региональный Центр профориентации молодёжи ВГУЭС.
- Уделить особое внимание развитию целевой подготовки как одному из наиболее эффективных механизмов профессиональной ориентации. Провести совещания с главами муниципальных образований для рассмотрения возможностей развития целевого обучения в крае.
- Особое внимание в профориентационной работе уделить пропаганде педагогической профессии среди молодежи края:
- разработать целевую программу «Талантливую молодежь - в учительскую профессию» с целью привлечения лучших выпускников школ в учительскую профессию и закрепления молодых специалистов;
- разработать и реализовать механизмы использования региональных СМИ для повышения социального статуса профессии учителя;
- оказать поддержку в увеличении количества бюджетных мест (до 250) на программы подготовки учителей, воспитателей, педагогов дополнительного образования.
10. Развивать систему взаимодействия «школа-вуз-предприятие» через: 1) создание специализированных (профильных) классов с привлечением к ведению профильных дисциплин преподавателей вуза и работодателей; 2) возродить шефство предприятия над школой; 3) развивать систему профессиональных проб на базе предприятий (знакомство с рабочим местом, участие в спортивных состязаниях, конкурсах профмастерства, WordSkills Russia на базе предприятий); 4) рассмотреть возможность восстановления, даже частичного, системы УПК, МУК как важнейшего элемента профориентационной работы.
11. Ежегодно формировать план проведения краевых мероприятий совместно с органами службы занятости населения и организациями работодателей с целью популяризации востребованных профессий и информирования всех категорий молодежи, в том числе, воспитанников детских домов и школ-интернатов, школьников из отдаленных районов и сельской местности о востребованных профессиях, оказания помощи в профессиональном самоопределении.
12. Организовать участие родителей школьников в процессе профориентации на основании изучения и анализа лучших практик регионов в части эффективных форм вовлечения родителей школьников в профориентационную работу.
13. Рассмотреть возможность активизации работы СМИ по пропаганде престижа востребованных профессий, возможностей самореализации молодежи в Приморском крае, в том числе, через механизм госзадания.